Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Департамент культуры и туризма Вологодской области

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

"Вологодский областной колледж искусств"

Колледж

Адрес:

г. Вологда, ул. Горького д. 105

Тел./факс:

(8172) 27-24-56, 27-25-28

e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Схема проезда:

Теория музыкиТеория музыкиТеория музыкиТеория музыки







Квалификация выпускника:

•   преподаватель, организатор музыкально–просветительской деятельности

Председатель предметной (цикловой) комиссии:
•   Черненко Елена Михайловна

Преподаватели:
•   Корбут Наталья Владимировна
•   Красноокая Людмила Александровна, заслуженный работник культуры Российской Федерации
•   Мешкова Любовь Алексеевна
•   Нижалова Елена Васильевна
•   Оганян Елена Дмитриевна
•   Петренко Антонина Александровна
•   Серебренник Наталья Анатольевна, заслуженный работник культуры Российской Федерации
•   Стрежнева Татьяна Юрьевна
•   Струментова Ольга Александровна
•   Хорошина Елена Юрьевна
•   Черненко Анатолий Васильевич
•   Янковская Наталья Владимировна

DPP 101

История специальности

Отделение теории музыки существует в Вологодском областном колледже искусств с 1964 года, но история преподавания здесь музыкально-теоретических дисциплин началась значительно раньше – с момента основания учебного заведения в апреле 1919 года. Одним из пяти педагогов открывавшейся тогда Народной музыкальной школы был Николай Алексеевич Галкин – выпускник композиторского отделения Петербургской консерватории и юридического факультета Петербургского университета. Войдя в педагогический штат школы-техникума, первый в истории колледжа преподаватель-музыковед вёл теорию, сольфеджио, историю музыки и активно занимался музыкальной журналистикой. Это сочетание преподавательской работы с просветительской, научно-методической или творческой деятельностью вкупе с хорошим базовым образованием станет в дальнейшем традицией. Оно будет характерно для большинства преподавателей-теоретиков учебного заведения во всех его ипостасях: школа – техникум – училище – колледж.

В предвоенное двадцатилетие (1920–1941) коллектив преподавателей музыкально-теоретических дисциплин техникума-училища составляют музыканты широкого профессионального диапазона. Как Н.А. Галкин, наряду с теоретическими предметами ведший фортепиано (в консерватории пианизму он обучался в классе А.Н. Кобылянского), так и представители исполнительских специальностей преподают историю музыки, сольфеджио, теорию и музыкальную грамоту. Так, Л.В. Сокальская (1892–1945) – пианистка, выпускница Московской консерватории, обладавшая богатой эрудицией, преподавала историю музыки (музыкальную литературу), В.А. Воронин (1889–1957) – основатель отделения хорового дирижирования – сольфеджио и музграмоту. В период 1925–1931 годов в техникуме работает замечательный музыкант, выдающийся представитель музыкальной культуры Вологодчины Михаил Юльевич Зубов (1877–1943) – выпускник Петербургской консерватории по двум отделениям: фортепиано (класс А.Н. Есиповой) и теоретико-композиторскому. Он преподаёт историю и теорию музыки, сотрудничает с Вологодскими театрами, пишет музыку к спектаклям, выступает как пианист с концертными программами. С 1924 по 1928 год историю музыки, акустику, инструментовку ведёт Борис Михайлович Костриц; в течение пятнадцати лет, с 1926 года преподаёт сольфеджио Николаев Леонид Яковлевич. Уже в двадцатые годы появляются и знаменитые ученики. Один из них – А.Л. Островский (выпуск 1926 года), Заслуженный деятель искусств Узбекистана, кандидат искусствоведения, профессор Ленинградской государственной консерватории, автор «Очерков по методике теории музыки и сольфеджио» и «Учебника сольфеджио» в 4-х томах.

С возобновлением учебной деятельности музыкального училища после окончания Великой Отечественной войны в истории преподавания теоретических дисциплин начинается новый этап. Формируется новый состав педагогов-теоретиков, при непосредственном участии которых было открыто теоретическое отделение.

В 1947 году к работе приступает Иван Александрович Ляпустин (1908–2000) – выпускник Пермского музыкального техникума и Уральской государственной консерватории, через классы которого прошли многие поколения профессиональных музыкантов Вологодчины. В училище он ведёт сольфеджио, теорию, гармонию, анализ музыкальных произведений, народное творчество. В отсутствии достаточного количества учебников создаёт рукописные пособия «Конспективный курс гармонии» и «Музыкальные формы: основные сведения». В консерваторские годы И.А. Ляпустин занимался композицией в классе В.Я. Шебалина и творческой деятельности не прекращал до конца своей долгой жизни. И.А. Ляпустин – автор полифонических пьес, замечательных песен, хоров, в том числе и духовных.

Курс музыкальной литературы в 1950–1953 годах вела Лина Давыдовна Лубоцкая – выпускница Московской консерватории, неординарный, яркий педагог, человек глубоких профессиональных знаний. В 1953 году в преподавании музыкальной литературы её сменила Татьяна Николаевна Корбут (Григорьева). Выпускница Вологодского музыкального училища, она с отличием закончила Саратовскую государственную консерваторию, вернулась в родной город, долгое время вела не только педагогическую, но и активную музыкально–просветительскую работу, выступая с лекциями перед горожанами. В 1964 году вместе с И.А. Ляпустиным Т.Н. Корбут становится организатором теоретического отделения в училище, а И.А. Ляпустин и первым его заведующим. Стаж работы в училище каждого из этих двух педагогов – основателей отделения исчисляется почти тридцатью годами.

В 1957 году к работе приступает Валентина Сергеевна Левко (Воробьёва), выпускница училища, воспитанница И.А. Ляпустина, преподававшая теоретические дисциплины на исполнительских отделениях более тридцати лет. Проработав недолго, тем не менее внесли свой вклад в становление отделения педагоги 60–70–80–х годов: Б.В. Внуков, С.Л. Гринберг, Ю.П. Штуко, О.А. Сергеева, Н.А. Арушаньян, М.Л. Таблис. Работавшие в училище в порядке распределения после окончания Ленинградской консерватории молодые специалисты И.Е. Рогалев и А.П. Милка, впоследствии известные музыковеды, оставили яркий след в памяти учившихся у них студентов–теоретиков.

Открытие теоретического отделения потребовало новых кадров. В конце 1960–х годов в его развитии происходит качественный скачок. Он связан с именами М.Ш. Бонфельда и Н.Ф. Кириченко.

Морис Шлемович Бонфельд (1939–2005) – выпускник Ленинградской государственной консерватории, ученик П.А. Вульфиуса – музыковед, доктор искусствоведения, профессор – работал в училище в 1968–1978 годах, с 1969 по 1978 год заведовал отделением. Способствовал укреплению позиций теоретического отделения, привнес в его работу бескомпромиссное требование высокого профессионализма. Педагогический поиск, эксперимент сочетались в его работе со стройным академическим подходом к обучению. Разносторонний музыкант, М.Ш. Бонфельд проявил себя не только как педагог, музыковед, композитор: так, например, с нетерпением ожидались музыкальной общественностью его рецензии в периодической печати на события культурной жизни. В начале 1980-х годов он организовал в училище студенческий симфонический оркестр, с которым подготовил и исполнил сложнейшие симфонические партитуры, в частности, Седьмую симфонию Бетховена и Пятую симфонию Чайковского. Работающие в настоящее время на отделении теоретики – выпускники училища – по большей части являются учениками М.Ш. Бонфельда.

Надежда Федоровна Кириченко (1947–1994) – выпускница Ленинградской государственной консерватории, воспитанница М.Ш. Бонфельда и П.А. Вульфиуса, работала в училище с 1973 по 1993 год. В 1979–88 годах возглавляла отделение. Её занятия являли собой образец профессионального и педагогического мастерства. Ученики помнят не только высокую требовательность, но и её душевное участие, доброжелательность. Коллег-преподавателей она увлекала своей неустанной научнойдеятельностью, побуждая их к серьёзному осмыслению профессиональных задач. Методические работы Н.Ф. Кириченко были четырежды удостоены почетного диплома зональных смотров. Из них в настоящее время опубликованы: Гармонический анализ как источник выявления формообразующих принципов (методические рекомендации); Некоторые направления в обучении анализу музыкальных произведений – обе статьи в сб.: Теоретические дисциплины в музыкальном училище. СПб., 1996; Некоторые вопросы методики преподавания темы "Простые формы" в курсе анализа музыкальных произведений – в сб.: «Памяти Надежды Фёдоровны Кириченко» / Музыкальный текст: проблемы анализа и преподавания. Вологда, 2005; Н.Ф. Кириченко. Задачи по гармонии / Учебное пособие. Вологда, 2006; Музыкальные диктанты Кириченко Н.Ф. Тетради 1, 2: учебное пособие.– Вологда, 2008.

С 1970 по 1997 год на отделении работает Элла Андреевна Кириллова – заслуженный работник культуры РФ, педагог, музыкальный журналист и краевед. Её работа в училище в качестве преподавателя музыкальной литературы на исполнительских курсах была лишь частью профессиональной деятельности. Другая часть представлена в многочисленных рецензиях в периодике, выступлениях в качестве лектора-музыковеда, а также в историко-краеведческих изданиях, посвящённых музыкальному образованию и развитию музыкальной культуры области. Среди них книги «Вологодское музыкальное училище» (1994) и «Вологодский музыкальный колледж» (2008), в которых наиболее полно изложена история учебного заведения. И сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, Э.А. Кириллова собирает материалы, документы, живые свидетельства музыкальной истории края, выступает на областном радио в передаче «Вологда музыкальная».

С середины 1970-х годов преподавательский коллектив теоретического отделения значительно пополняется молодыми педагогами – выпускниками консерваторий, воспитанниками российских музыковедов. В это время свою педагогическую деятельность здесь начинают Н.А. Серебренник (ЛОЛГК, научный руководитель /н.р./ Р.Г. Лаул), Е.Д. Оганян (ПГК, н.р. О.А. Бочкарёва), Н.В. Янковская (ПГК, н.р. О.А. Бочкарёва), А.В. Черненко (ГГК, н.р. В.И. Федулов), Е.М. Черненко (ГГК, н.р. С.И. Савенко). В 1980-е и 1990-е годы к работе приступают бывшие воспитанники отделения теории музыки, по окончании консерваторий возвратившиеся в родной город: Л.А. Мешкова (ПГК, н.р. О.А. Бочкарёва), А.А. Петренко (ПГК, н.р. О.А. Бочкарёва), Н.В. Корбут (ГГК, н.р. Б.Ф. Егорова), Е.Ю. Хорошина (ЛОЛГК, н.р. Е.В. Титова), Е.В. Доможирова (ПГК, н.р. К.И. Южак), Г.В. Фалалеева (ПГК, н.р. Т.Н. Тимонен). Тогда же, на рубеже 80–90 годов, в коллектив вливаются опытные преподаватели, начинавшие свою деятельность в других регионах России и ближнем зарубежье: Л.А. Красноокая, Е.В. Нижалова. Так сложился современный педагогический штат отделения. В тесном взаимодействии представителей двух («ленинградской» «московской») музыковедческих школ с годами были выработаны единые педагогические требования.

В современных условиях профессиональный музыкант должен уметь многое. С целью расширения сферы профессиональной востребованности и в поисках новых специализаций в курс обучения студентов вводятся дополнительные предметы: Музыкальная теле- и радиожурналистика, Основы музыкальной критики, Основы сценической речи, Основы вокально-дирижёрской деятельности, Основы лекторского дела, Основы менеджмента.

Творческий потенциал преподавателей-теоретиков реализуется также в их собственной композиторской и научно-методической деятельности. Преподаватель А.В. Черненко – автор аранжировок для разнообразных инструментальных составов, широко востребованных в музыкальных школах области. Выполненные им аранжировки становятся существенным подспорьем в обновлении и расширении репертуара детского концертного музицирования. Сочинения преподавателей отделения М.Ш. Бонфельда, Е.Ю. Хорошиной исполняются в концертах различными коллективами и солистами, занимают призовые места в конкурсах. Преподаватель сольфеджио Антонина Александровна Петренко в 2016 году вошла в число победителей Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей России «Теория и история – энциклопедия музыки». Её студенты постоянно принимают участие и побеждают в международных Интернет-конкурсах в номинации «Сольфеджио».

Изданы в печати музыкальная сказка Е.Ю. Хорошиной «Дом с волшебными окнами» (Вологда, 2007), сборник переложений и аранжировок А.В. Черненко «Музыкальная мозаика» для струнных и синтезатора (Вологда, 2008). С 2005 года публикуются методические работы преподавателей: сборник статей Памяти Надежды Фёдоровны Кириченко / Музыкальный текст: проблемы анализа и преподавания. Вологда, 2005; сборник статей «Инновационная деятельность учебных заведений среднего профессионального звена в реализации образовательных стандартов нового поколения» / Материалы областной педагогической конференции. 26 февраля 2005 года. Вологда, 2005 (редактор сборников Е.М. Черненко),работа А.А. Петренко Интервальные и аккордовые цепочки в курсе сольфеджио: учебное пособие. – СПб., 2009;пособие для музыкальных школ Нижалова Е.В., Петренко А.А., Серебренник Н.А., Черненко Е.М. Теоретическая олимпиада или творческое освоение музыкально–теоретических дисциплин, Тетради 1, 2: учебное пособие.– Вологда, 2009 и др.

Педагоги отделения постоянно участвуют в работе семинаров, курсов повышения квалификации для преподавателей ДМШ города и области, в научных конференциях, освещают в печати различные события музыкальной жизни. В течение многих лет выступала в составе музыкального лектория областной филармонии Э.А. Кириллова. Ее эстафету приняла Е.Ю. Хорошина – лектор-музыковед Вологодской государственной филармонии им. В.А. Гаврилина.

IMG 4290Хорошей традицией теоретического отделения остаётся музыкально-просветительская работа. Студенческая лекторская практика проводится в сочетании с концертной как совместный проект двух отделений: теории музыки и общего фортепиано. Тема лекции, которую готовят студенты по лекторской практике, выбирается в начале года вместе с преподавателями, ведущими фортепиано на теоретическом отделении. Программы студентов отделения по фортепиано составляются с учётом избранной темы. В начале второго семестра проводится лекция-концерт с участием всех студентов-теоретиков, которые выступают в роли исполнителей, лекторов, сценаристов, а также критиков (в рамках дисциплины «Основы музыкальной критики»). Подготовленная лекция-концерт проводится затем неоднократно в различных аудиториях: музее «Мир забытых вещей», в концертном зале колледжа, в концертном зале Областной научной библиотеки, в общеобразовательных и музыкальных школах города и области. Темы лекций-концертов последних лет: «Роберт Шуман – для детей и о детях», «К двухсотлетию со дня рождения М.И. Глинки», «Избранник, отмеченный ласковой думой о нём человечества», посвящённая Э. Григу, «Гений и злодейство – две вещи несовместные», посвящённая Году Моцарта, «Шубертиада», «Музыкальные столицы мира», «Раскат импровизаций…»: музыка в жизни Бориса Пастернака, «Душой исполненная песня» – к 100–летию Б.А. Мокроусова, «В сердце светит Русь» к 100-летию Георгия Свиридова, «Диалоги с Шостаковичем» и др. (руководители лекторской практики в разные годы – Г.В. Фалалеева, Е.М. Черненко, Е.Ю. Хорошина).

В музыкальные ВУЗы поступает большинство выпускников отделения, желающих продолжить профессиональное образование. Так, в 2004 году из пяти студентов, окончивших отделение, в консерватории поступили четверо: Д. Зайцева и М. Козлова в Петрозаводскую, Н. Фёдорова в Нижегородскую, Н. Березина – в Российскую музыкальную академию им. Гнесиных. Выпускницы И. Беляева (2006), О. Никифорова (2007),Е. Дуркина (2010), А. Зинина (2012), Н. Мальцева (2013), А. Титова (2014) продолжили обучение в Петрозаводской, Т. Таранова (2010) – в Санкт–Петербургской консерваториях.

Выпускники-теоретики работают в музыкальных школах города и области и по-прежнему востребованы здесь по своей основной специальности: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Среди выпускников отделения также – музыкальные редакторы театров, музыкальные журналисты, специалисты методических объединений и Департамента культуры, операторы телевидения и радио.