Открытая областная теоретическая олимпиада обучающихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Документы для участников конкурса

Положение о проведении олимпиады (с приложениями) Подробнее...
Заявка на участие в олимпиаде Подробнее...
Форма согласия на обработку персональных данных несовершеннолетнего участника конкурса Подробнее...

ПОЛОЖЕНИЕ
Открытой областной теоретической олимпиады
обучающихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Общие положения.

Учредители олимпиады:
• Департамент культуры и туризма Вологодской области
• БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств»

Организаторы олимпиады:
• БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств»
• Учебно-методический центр по художественному образованию

Цели олимпиады:
• выявление и поддержка одарённых музыкантов, их профессиональная ориентация;
• повышение уровня подготовки обучающихся по предметам музыкально-теоретического цикла.

Задачи олимпиады:
• популяризация музыкально-теоретических дисциплин в сфере предпрофессионального музыкального образования;
• повышение уровня знаний обучающихся и педагогического мастерства преподавателей-теоретиков;
• активизация интереса обучающихся к предметам музыкально-теоретического цикла;
• актуализация информационно-компьютерных технологий в сфере музыкально-теоретических дисциплин предпрофессионального музыкального образования;
• привлечение внимания к изучению русской и зарубежной классической музыки, воспитание интереса и уважения к национальному искусству;
• обмен творческим опытом преподавателей детских школ искусств.

Проведение олимпиады.
Открытая областная теоретическая олимпиада проводится Учебно-методическим центром по художественному образованию 17 января 2018 года в г. Вологде на базе БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств» (г. Вологда, ул. Горького, д.105).

В олимпиаде принимают участие обучающиеся детских музыкальных школ и детских школ искусств Вологодской области 4 и 5 классов.

Олимпиада проводится по двум номинациям «Сольфеджио» и «Музыкальная литература». Обучающиеся имеют право участвовать в обеих номинациях.

Уровень сложности заданий соответствует программам ДМШ и музыкальных отделений ДШИ.

Возраст участников определяется на 17 января, дату начала Открытой областной теоретической олимпиады.

Олимпиада проводится в два этапа:
• I этап (городской/районный);
• II этап (областной).

II этап олимпиады по каждой номинации проводится в два тура:
• 1 тур – письменный,
• 2 тур – устный.

Для проведения Открытой областной теоретической олимпиады формируется жюри, в состав которого войдут ведущие преподаватели-теоретики образовательных организаций Российской Федерации.

Жюри имеет право:
• присуждать не все места,
• делить одно место между несколькими участниками,
• присуждать специальные дипломы.
Решение жюри окончательно и обжалованию не подлежит.

Победителям олимпиады присваивается звание лауреата 1, 2, 3 степеней и звание дипломанта. Результаты олимпиады будут опубликованы на сайте http://www.muscollege.ru/ 18 января 2018 г.

Заявки на участие в олимпиаде и бронирование мест в общежитии принимаются строго до 10 января 2018 года по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Заявки, представленные позже указанного срока, не рассматриваются.

Организационный комитет объявляет вступительный взнос в размере 500 рублей за каждого участника в каждой номинации.

Договоры на оплату вступительного взноса заблаговременно размещаются на официальном сайте колледжа, заполняются участниками в 2-х экземплярах и принимаются при регистрации участников.

Расходы по оплате проезда и проживания участников несет направляющая сторона.


Условия олимпиады.

Сольфеджио
Примерные формы и виды работ

Письменный тур
Сольфеджио
(в пределах требований программы ДМШ)
1. Слуховой анализ (интервалы, аккорды вне тональности) (2 проигрывания).
2. Мелодический диктант в занимательной форме, возможно с видеорядом (3 проигрывания).
3. Ритмический диктант (2-3 проигрывания).
4. Мелодический диктант, составленный из блоков (фрагментов) (4 – 5 проигрываний).
5. Тембровый диктант.

Музыкальная грамота и теория музыки
(в пределах требований программы ДМШ)
1. Правописание видов мажора и минора.
2. Построение интервалов и аккордов вверх и вниз от звука.
3. Тритоны с разрешениями.
4. Характерные интервалы с разрешениями.
5. Аккорды в ладу и вне тональности с разрешениями.
6. Транспонирование на б.2 или м.3 вверх или вниз.
7. Ритмическая группировка.

Устный тур
1. Чтение с листа одноголосной мелодии (уровень сложности соответствует учебной программе).
2. Устный мелодический диктант.
3. Сочинение мелодии на заданную гармоническую последовательность, на заданный текст, на данный ритмический рисунок.
4. Блиц-опрос по теоретическому материалу.
5. Определение на слух элементов музыкальной речи фрагмента музыкального произведения (лад, тональность, размер, ритмические фигуры, темп, динамика, фактура) – 2 прослушивания.

Уровень теоретической подготовки
4 класс
Интервалы: ч1 – ч8, ув 4, ум5.
Тональности: до 4 знаков при ключе.
Аккорды вне лада: Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64, D7.
Аккорды в тональности: трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 с разрешением.

5 класс
Интервалы: ч1 – ч8, ув4, ум5, ув2, ум7.
Тональности: до 5 знаков при ключе.
Аккорды вне лада: Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64, D7 с обращениями.
Аккорды в тональности: Трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешениями, D7 с обращениями и разрешением.

Музыкальная литература
Примерные формы и виды работ

Письменный тур
1. Викторина (в предложенных номерах, название и автор которых не указаны, определить композитора, произведение, часть, раздел, тему).
2. Жанровая викторина (определить жанр предложенных фрагментов музыкальных произведений).
3. Кроссворды.
4. Задания в тестовой форме.
5. Творческие задания с элементами анализа средств музыкальной выразительности.

Устный тур
1. Пояснить музыкальные термины (соответственно программе музыкальной литературы).
2. Определить произведение, автора, назвать участников эпизода и место действия по видеофрагменту или фото.
3. Узнать композитора по портрету.
4. Определить тембры инструментов симфонического и народного оркестра.
5. Проявить эрудицию в знании истории музыкальных жанров.
6. Найти заведомо ложные, ошибочные утверждения в тексте и исправить их.
7. Определить на слух или по видеофрагменту стиль и жанр незнакомых музыкальных произведений.

Музыкальные произведения
4 класс
Н. Римский-Корсаков «Три чуда».
К. Сен-Санс. «Карнавал животных».
С. Прокофьев «Петя и волк»
Э. Григ. «Пер Гюнт».
П. Чайковский. «Детский альбом».

5 класс
И.С. Бах. Токката и фуга d-moll.
ХТК. Прелюдия и фуга C-dur, c-moll.
«Французская сюита» с-moll. Аллеманда, куранта сарабанда, жига.
Й. Гайдн. Симфония № 103 Es-dur, соната e-moll, соната D-dur.


Литература для подготовки

1. Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004.
2. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй год обучения. – М.: Музыка. – 1990.
3. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй год обучения. – М.: Музыка. – 2002.
4. М. Шорникова. Музыкальная литература: развитие западно-европейской музыки: Второй год обучения. – Ростов н/Д.: Феникс. 2011.


График проведения олимпиады

17 января
10.30 – 11.20 – регистрация участников
11.30 – 12.30 – 1 тур письменный: сольфеджио, музыкальная литература.
12.30 – 13.30 – обед
13.30 – 15.00 – 2 тур устный: музыкальная литература (4, 5 классы)
15.00 – 17.00 – 2 тур устный: сольфеджио (4, 5 классы).
17.30 – подведение итогов, круглый стол, награждение Лауреатов.

Адрес:

г. Вологда, ул. Горького д. 105

Тел./факс:

(8172) 27-24-56, 27-25-28

e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Схема проезда: