Лауреат международного конкурса ансамбль древнерусской музыки «Знамение» создан на кафедре древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова в 1994 году. С 2002 года ансамблем руководит преподаватель кафедры Татьяна Швец.
Основу репертуара ансамбля составляют древнерусские роспевы – богатейший пласт русской духовной музыки. Ведущим принципом певческой практики является исполнение песнопений по старинным аутентичным нотациям, отражающим мелодическое дыхание и тончайшие нюансы древних мелодий, удивительных по красоте звучания и глубине поэтических текстов. Участников ансамбля, – студентов и выпускников Санкт-Петербургской консерватории, – объединяет любовь к древнерусскому песнетворчеству и желание познакомить широкий круг слушателей с мало известной сегодня старинной традицией русского церковного пения.
В разные годы ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение» принимал участие в международных фестивалях духовной музыки, выступал с концертами в Государственном Русском музее (в рамках экскурсионно-музыкального абонемента «Русское искусство и музыка XV-XX веков»), в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова и др.
Сегодня ансамбль древнерусской музыки «Знамение» является обязательным участником международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения», фестивалей знаменного пения, входит в состав исполнителей сводного хора Международного фестиваля Академия православной музыки.
Фестивали: «Пасхальный фестиваль», «Невские хоровые ассамблеи», I Фестиваль межвузовских хоровых коллективов, Сретенский фестиваль, Международный Фестиваль церковной музыки в г. Иломантси (Финляндия), Рождественский музыкальный фестиваль «Вифлеемская звезда», Международный межконфессиональный фестиваль традиций духовной культуры «Ре-лиго», фестиваль православных песнопений «Державный глас» (Минск, Беларусь), Международный фестиваль Академия православной музыки, Международный фестиваль современной духовной музыки «GLORIA».
Татьяна Швец, специалист в области русской музыкальной медиевистики, старший преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Лауреат международного конкурса. Ведет класс вокального ансамбля и дисциплины: «История и теория русской духовной музыки», «Методика работы с вокальным ансамблем», «Архивно-библиографическая практика», «Специальность». С 2002 года – художественный руководитель ансамбля древнерусской музыки Санкт-Петербургской консерватории «Знамение». Сочетает профессиональные знания в области истории древнерусской церковной музыки и богатый опыт чтения древнерусских нотаций с классической вокальной и хоровой школой. Автор ряда исследовательски, учебно-методических работ в области древнерусской церковной музыки, а также расшифровок древнерусской монодии и многоголосия.
Ведет активную концертную и научно-просветительскую работу: ежегодно выступает с концертными программами, принимает участие в международных конференциях, проводит мастер-классы по проблемам истории и теории древнерусского певческого искусства. С 2009 года является приглашенным педагогом международного фестиваля Академия православной музыки; с 2010 года – руководитель сводного женского хора Академии православной музыки.
Кафедра Древнерусского певческого искусства
Образовательная программа единственной в России и за рубежом кафедры Древнерусского певческого искусства направлена на подготовку принципиально новых специалистов: исследователей-теоретиков и в то же время исполнителей-практиков. Помимо образовательной деятельности кафедра занимается научной и просветительской работой. Проводимый ежегодно Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения» собирает ведущих специалистов для обсуждения и решения проблем изучения древнерусского певческого искусства. С 2009 педагоги и студенты кафедры участвует в международном проекте Академия Православной музыки.
История
В Петербургской консерватории с первых лет ее существования стоял вопрос введения в учебные планы и программы дисциплины, готовящей регентов высшего образовательного звена.
К 1865 г. относится замысел А.Г. Рубинштейна об открытии такого отделения, к 1903 г. - попытка С.В. Смоленского, к 1918 г.- организация кафедры церковного пения для обучения композиторов (С.М. Ляпунов, А.В. Преображенский, М.Г. Климов), которая просуществовала вплоть до 1922 г.
В 1969 г., с приходом на кафедру истории русской музыки доктора искусствоведения, профессора М.В.Бражникова - выдающегося ученого-медиевиста XX в., курс музыкальной палеографии в качестве обязательного был включен в учебный план подготовки музыковедов, что привело к рождению современной научной школы исследователей древнерусских нотированных рукописей - "школы М.В.Бражникова".
К концу XX в. древнерусское певческое искусство было осознано как культурное достояние России, как неотъемлемая часть православной церковной традиции, как поле научного поиска и сопряженных с ним открытий. Эти факторы послужили необходимыми предпосылками открытию в 1993 г. первого в России и за рубежом отделения древнерусского певческого искусства в стенах первой российской консерватории. Инициатором и организатором нового специального учебного подразделения в консерватории - кафедры музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства (в 2005 году кафедра древнерусского певческого искусства приобрела самостоятельный статус) - явилась А.Н. Кручинина, принявшая преподавательскую эстафету от своего учителя М.В. Бражникова. Разработанная учениками М.В. Бражникова и их последователями новая образовательная программа не имеет аналогов среди профильных вузов России. В ней сочетаются позиции университетской гуманитарной и консерваторской музыковедческих систем образования, предложенные еще в середине 20-х гг. XX в. Б.А. Асафьевым.
Что изучают студенты
Полный курс обучения включает в себя освоение следующих циклов дисциплин: специальные (история и теория русской духовной музыки, вокальный ансамбль, теория музыки Древней Руси, чтение и дешифровка невменных нотаций и др.); истории и теории музыкального искусства (история отечественной и зарубежной музыки, сольфеджио, гармония, полифония, народное музыкальное творчество, литургическое творчество русских композиторов и др.); общепрофессиональные (акустика певческого голоса, музыкальная информатика и др.); общие гуманитарные (церковно-славянский язык, история древнерусской литературы, история изобразительного искусства и архитектуры, введение в литургику и др.). Студенты участвуют с докладами в научных конференциях, а также выступают на концертах в составе учебного ансамбля древнерусской музыки «Знамение».