Результаты Открытой областной теоретической олимпиады | Подробнее... |
Информационное письмо о порядке проведения олимпиады | Подробнее... |
Положение о проведении олимпиады (с приложениями) | Подробнее... |
Заявка на участие в олимпиаде | Подробнее... |
Форма письменного согласия на обработку персональных данных несовершеннолетнего участника мероприятия | Подробнее... |
Уважаемые руководители и преподаватели! С введением на территории региона с 17 марта 2020 года режима повышенной готовности в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Вологодской области», Открытая областная теоретическая олимпиада проводится на базе Вологодского областного колледжа искусств 20 – 22 мая 2020 года в дистанционной форме в online режиме исключительно для обучающихся 7(8)-х классов.
ПОЛОЖЕНИЕ
Открытой областной теоретической олимпиады
для обучающихся детских музыкальных школ,
детских школ искусств
Общие положения
1. Учредители олимпиады:
• Департамент культуры и туризма Вологодской области
• БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств»
2. Организаторы олимпиады:
• БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств»
• Учебно-методический центр по художественному образованию
3. Цели олимпиады:
• популяризация музыкально-теоретических дисциплин в сфере предпрофессионального музыкального образования;
• выявление и поддержка музыкально и интеллектуально одаренных обучающихся.
4. Задачи олимпиады:
• повышение качества знаний обучающихся и педагогического мастерства преподавателей-теоретиков;
• активизация интереса обучающихся к предметам музыкально-теоретического цикла;
• привлечение внимания к изучению русской и зарубежной классической музыки, воспитание интереса и уважения к национальному искусству;
• расширение творческих контактов между образовательными учреждениями и обмен педагогическим опытом преподавателей.
5. Порядок и сроки проведения олимпиады:
Открытая областная теоретическая олимпиада проводится 20 – 22 мая 2020 года в дистанционной форме в режиме online на базе БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств».
В олимпиаде могут принимать участие обучающиеся детских музыкальных школ и детских школ искусств Вологодской области и других регионов Российской Федерации:
7 (8) классов (срок обучения 7 (8) лет)
5 (6) классов (срок обучения 5 (6) лет)
Олимпиада проводится по следующим номинациям:
• сольфеджио
• музыкальная грамота
• музыкальная литература
Обучающиеся имеют право участвовать во всех номинациях. Программные требования устанавливаются согласно Приложению № 1 к настоящему Положению.
6. Жюри:
Для проведения Открытой областной теоретической олимпиады формируется жюри, в состав которого войдут преподаватели-теоретики Вологодского областного колледжа искусств.
Подведение итогов в каждой номинации производится отдельно. Оценка работ происходит анонимно по разработанной членами жюри балльной системе с установкой проходного балла для каждого места.
Жюри имеет право:
• присуждать не все места,
• делить одно место между несколькими участниками,
• присуждать специальные дипломы.
Решение жюри окончательно и обжалованию не подлежит.
7. Критерии оценки и подведение итогов Олимпиады:
Главными критериями оценки выполнения заданий Олимпиады являются:
• полнота, точность, логика выполнения задания,
• грамотность оформления,
• теоретически верные определения и суждения.
Участники олимпиады, занявшие I, II, III места, награждаются дипломами лауреатов;
участники олимпиады, занявшие IV место, становятся дипломантами;
остальные конкурсанты получают грамоты участников.
Преподаватели, подготовившие лауреатов и дипломантов олимпиады, награждаются дипломами.
Результаты олимпиады будут опубликованы на сайте www.muscollege.ru не позднее 25 мая 2020 г.
8. Заявки на участие в олимпиаде, организационный взнос, финансовые взаимоотношения организатора и участников олимпиады:
Заявки на участие в олимпиаде (по форме) принимаются до 15 мая 2020 года по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. К заявке прилагается Согласие на обработку персональных данных (по форме).
Организационный комитет объявляет вступительный взнос в размере 500 рублей за каждого участника в каждой номинации. Вступительный взнос оплачивается по договору после согласования участия в мероприятии. Договор, акт и квитанция на оплату размещаются на официальном сайте БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств».
Контактное лицо: методист Учебно-методического центра по художественному образованию БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств» Зайцева Светлана Борисовна
Телефон 8 (8172) 28-07-28, 8-981- 438-02-60.
Приложение № 1
Программные требования
СОЛЬФЕДЖИО
Примерные формы и виды работ
1. Слуховой анализ (лады; интервалы, аккорды вне тональности).
2. Мелодический диктант.
3. Интервальная и аккордовая последовательности в тональности.
4. Метроритмические задания.
5. Интонационные упражнения: виды мажора и минора, интервалы, аккорды от звука вверх и вниз.
6. Чтение с листа одноголосной мелодии.
Необходимый объем теоретических знаний
лады
2 вида мажора, 3 вида минора, пентатоника
тональности
до 6-ти знаков включительно, квинтовый круг
интервалы
все диатонические, тритоны (диатонические и характерные), ув.2 и ум.7 (в гармоническом мажоре и миноре), ум.4, ув.5
аккорды
4 вида трезвучия, обращения Б53, М53; трезвучия главных ступеней с обращениями, Д7 с обращениями и разрешениями, VII53 и II53, МVII7 и УмVII7, Ув.53 (в гарм. мажоре и миноре)
метроритм
размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 2/2, 3/2, длинный, короткий пунктир, ритмические группы с шестнадцатыми размер 6/8, 6/4, синкопа, триоли, лига
буквенные обозначения звуков и тональностей, энгармонизм
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Примерные формы и виды работ
Теоретические и творческие задания, связанные со знанием музыкальных терминов, с построением ладов, аккордов, интервалов в тональности и от звука; с группировкой длительностей.
Анализ нотного текста (в форме периода): определить тональность, количество фраз (предложений), степень их похожести, выделить определенные интонационные обороты (опевания, движения по звукам аккордов), ритмические особенности и т.д. (План анализа будет предложен).
Объем теоретических знаний соответствует номинации сольфеджио.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Олимпиада посвящена юбилейной дате 2020 года:
Петр Ильич Чайковский – 180 лет со дня рождения.
Примерные формы и виды работ
1. Музыкальная викторина (указать произведение, действие или часть, раздел, тему).
2. Тестовые вопросы по биографии композитора; истории создания произведений, их особенностям и строению; тембрам голосов исполнителей (для оперных произведений).
3. Найти заведомо ложные, ошибочные утверждения в тексте и исправить их.
4. Творческие задания с элементами анализа средств музыкальной выразительности.
5. Пояснить музыкальные термины.
6. Найти и объяснить логические связи между карточками (с изображением людей, героев произведений, декораций; отрывками музыкальных тем и др.)
Музыкальные произведения
Опера «Евгений Онегин» | Вступление 1 картина Дуэт «Слыхали ль вы», Ариозо Ленского «Я люблю Вас» 2 картина Сцена письма: тема любви Татьяны, «Пускай погибну я», «Я к Вам пишу», «Нет, никому на свете» 3 картина Хор «Девицы, красавицы» 4 картина Вальс 5 картина Ария Ленского «Что день грядущий мне готовит?» 6 картина Полонез |
Балет «Щелкунчик» | Марш Вальс цветов Танец пастушков Танец Феи Драже Адажио (Па-де-де) |
1 симфония | 1 часть Главная партия 2 часть Главная партия 4 часть Главная партия |
Детский альбом | №1 Утренняя молитва (Утреннее размышление) № 5 Марш деревянных солдатиков № 6 Болезнь куклы № 20 Баба-Яга № 21 Сладкая греза № 24 В церкви (Хор) |
Времена года | № 4, 5, 6, 10 |
Литература для подготовки:
1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Третий год обучения. – М.: Музыка, разные издания.
2. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. Для VI – VII классов детской музыкальной школы. – М.: Музыка, 2001.
3. Шорникова М.И. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения. – (Учебные пособия для ДМШ). – М.: 2015.
4. Осовицкая З., Казаринова А. – Музыкальная литература. Первый год обучения. М., «Музыка», 2000.
Дополнительная литература:
1. Г.А. Прибегина. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка, 1983.